12 февраля 2012 г., 01:54
Начиная читать эту книгу, я думал, что просижу несколько вечеров за "одной из книг о войне". Думал, что это будет чтение для галочки. Ох, как же я ошибался.
Начать с того, что о войне здесь только одна треть книги. Вообще, "Смерть героя" делится на три части, каждая из которых раскрывает абсолютно разные аспекты жизни. А вот что удивляет - как глубко и с какой иронией они раскрыты. С чего начать? Я думаю, начинать нужно с самого начала.
Итак, в начале речь идёт о типичной викторианской семье - да-да, это те самые, которые женились на тех, с кем была первая любовь, занимались любовью только для того, чтобы зачать ребёнка, при этом женщина не должна была ничем проявлять, что ей хорошо. Муж был главой семьи, но находился под каблуком у жены. Да под таким каблуком, что ого-го. Семья строилась на "ах-любви" и "боге", от чего, естественно, она крепче не становилась. Самое смешное (могло бы быть грустное, но всё же - смешное), что жизнь Джорджа старшего могла повториться уже в моей реальности: жить с мамой, жить "недурно", работать на работёнке, которую подкинули родители, во всём их слушаться. Сейчас, глядя назад, становится немного грустно оттого, что мои взгляды на мир были такими ограниченными; но в то же время становится легко - ведь этого не случилось, всё изменилось и всё хорошо. Правда, если бы я жил в викторианской Англии, думаю, добиться счастья было бы сложнее. Хотя...
С этим "хотя" перейдём ко второй части: переломный момент, рубеж столетия, стирание викторианства, появление нового поколения. Поколения, свободного в мыслях, свободного в чувствах, свободного в отношениях. Как же меня поразило сходство того поколения и моего. Нет, естественно в нём гораздо больше различий, но если брать похожее... Та же борьба за свободу, то же стремление к новому, тот же искусный снобизм. Нет, как-то не выходит описать, это нужно прочитать: и прочитав, вы поймёте, чем же мы так похожи. Но главное различие в том, что мы уже "прожженые"... Мы не можем надеяться и наивно верить в то, что современные государства настолько цивилизованы, что войны не может быть просто по определению. Да, мы приспособлены к этой жизни гораздо лучше, но чёрт побери, как бы хотелось оказаться хоть на некоторое время на месте Джорджа, в начале XX века, и испытать всё это новое, неизвестное и пленящее на собственной шкуре!
Всё, кроме войны. Эта часть поразила меня больше всего. Не могу сказать, что данное произведение является новым взглядом на войну или новым словом в литературе на данную тему. Нет, но чем-то оно так цепляет, что все ужасы, что происхадили там - они буквально чувствуются глубоко внутри. Не те, которые с кровью и горами трупов, а те, которые вместе с отчаяньем и безнадёгой, с ночными дежурствами в ледяные ночи, с потерями близких людей, с постоянным страхом.
Сперва автор сказал, что Джордж бросился под пули из-за того, что не мог разобраться в своих отношениях с Элизабет и Фанни, женщинами, которых он любил. Но потом всё открывается и становится на свои места - личная жизнь здесь ни при чём. О ней Джордж забыл почти сразу, потому что сложно оставаться чувствительным, ранимым, возвышенным человеком, когда вокруг творится ад под названием война. Именно этот ад и бросил героя на смерть под вражескими пулями. И как же больно осознавать, насколько всё это было отвратительно и бесчеловечно, как обычным людям, которые, в принципе, ничего не имели друг против друга, приходилось убивать друг друга по приказу власть имущих под аккомпанемент философских разглагольствований элиты на тему войны...
Смерть героя тронула меня гораздо больше и заставила задуматься гораздо крепче, чем любой марш в День Победы и любая торжественная речь и минута молчания.
Как же невероятно удалось автору сочетать в одной книге и историю чувств и жизни обычного человека, пережившего смену поколений, и трагедию войны. Бесспорная пятёрка. За совет в рамках Флэшмоба-2012 огромнейшее спасибо panda007 !