Каких-то несколько лет назад слава бразильского писателя Пауло Коэльо, автора популярных книг, колонок, еженедельно публикующихся в крупнейших газетах всего мира, потрясла общественность. Его книги расходились миллионным тиражом, многие из которых пытались экранизировать, но, к сожалению, безуспешно. Лоуренс Фишберн уже несколько лет делает попытки слепить картину на лучшие произведения автора: «Одиннадцать минут» и «Алхимик», однако, все старания так и остались в стадии зародыша.
Женщина-режиссер Эмили Янг в этом плане преуспела немного больше. Недолго думая, она создает картину на одно из лучших, пожалуй, драматических произведений Коэльо- «Вероника решает умереть». Смею заметить, что Вероника уже была экранизирована в 2005 году японским режиссером Кей Хория (Kei Horie), но премьера прошла совершенно незаметно от общественности, и смотрели ее разве только поклонники аниме-культуры.
Совсем недавно я перечитывала это душещипательное произведение, и по счастливой случайности узнала, что в 2009 году был снят фильм по этой книге. Удержаться от просмотра, разумеется, не смогла. Не могу сказать, что была приятно удивлена, но, как говорится, все познается в сравнении.
«Вероника…», пожалуй, одно из самых очаровательных произведений автора. По книге Пауло Коэльо главная героиня - библиотекарь из Словении. Обычные будни обычного человека. Девушку заглатывает пучина скучной жизни, а мысли о предугаданном будущем не дают покоя. Скука Вероники с каждым днем порождает все более глубокую депрессию, а депрессия мысли о суициде. Тут она находит путь отступления - отравить себя таблетками. Героиня принимает одну пилюлю за другой, дабы всегда был шанс вернуться к жизни. Перед кончиной она пишет письмо с жалобой: «Никто не знает, где находится Словения», которое должно якобы оправдать ее поступок. Тут в ее глазах мутнеет, ее охватывает страх, мысли путаются в голове. Мимо ее окна проходит молодой человек. Но Веронику уже поглотила темная пелена.
Нет, это не конец. Это начало новой жизни. Наша героиня остается жива, но не совсем здорова, по словам врачей. Она попадает в психиатрическую больницу, с известием, что жить ей осталось считанные дни…
Что же мы видим в фильме? Честно говоря, эти «поправочки» режиссера меня просто обескуражили! Возможно, Эмили не поняла суть книги, ну да ладно. Нашу очаровательную Словению заменили попсовой Америкой, а Вероника из библиотекарши превратилась в офисную служащую, заместителя бухгалтера в крупной фирме с доходом в 75 тысяч долларов в год. Из-за того, что действия перенесли в Нью-Йорк, текст предсмертной записки тоже был видоизменен. Героиню просто выставили пустышкой и дурочкой. Если в книге ее записка - с политическим контекстом, то в фильме это скорее претензии к современной моде.
Здесь, как мне показалось, ключ в неудовлетворенности жизнью был заложен еще в юношеские годы, когда родители говорят Веронике, что та получила стипендию в школе искусств, но, тем не менее, они решили определить ее в обычную школу, дабы у девочки была хорошая работа. Часто мы жертвуем мечтами ради проверенной обыденности. К чему это приводит, смотрите сами.
В целом все сводится к попаданию героини в больницу для душевнобольных «Вилетто», где и разворачивается основной сюжет картины. В книге каждый персонаж клиники индивидуален, автор очень тонко описал характеры героев. Складывая, словно пазлы, судьбу жителей «Вилетто», мы понимаем истинную причину, почему они попали в это место. В фильме же эти мелочи были просто переделаны или опущены. Это колоссальная ошибка, ведь основные события происходят именно во внутреннем мире героев.
Персонажи, которые привнесли в мировоззрение Вероники много нового, обозначены вскользь. Взять ту же Мари. В книге ей уделено куда больше внимания, в фильме же она играет лишь эпизодическую роль. Хотя образ подобрали неплохо, именно так я и представляла эту героиню: она - как некий «пастырь» в «Виллето». Автор фильма умалчивает не только об ее истории, но и истории многих других персонажей, например возлюбленного Вероники шизофреника (Эдуарда) Эдварда. Поэтому, не зная истинных причин их связи, было совершенно несуразно вставлять интимные сцены в фильм. Концовка фильма хоть и счастливая, но тоже вызвала несколько нареканий, в особенности, когда Эдуард (Эдвард) сбегают с Вероникой из больницы. В книге они отправляются на прогулку, дабы насладиться освобождением, идут в ресторан и посещают замок. Что же в фильме? Эмили опошлила всю романтику писателя, начав с того, что герои отправляются к Веронике домой.
Хотелось бы немного уделить внимания актерскому составу. Начнем с главной героини, роль которой досталась Саре Мишель Геллар, известной нам по фильмам «Жестокие игры», «Баффи…» и ряде фильмов ужасов, таких как «Проклятие» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Скажу сразу: увидеть эту актрису в драматическом амплуа для меня было несколько неожиданно. Она отлично изображает убийцу вампиров, студентку в молодежных комедиях, но, на мой взгляд, такая серьезная роль - не ее. Играла она, в принципе, неплохо, быть может, я просто не воспринимала ее в образе Вероники. Или повлиял перековерканный сценарий - искать причины можно бесконечно. Но фальшивость и наигранность истерик проскакивала постоянно. Не хочу винить актрису или режиссера, но, наверное, после прочтения книги в своем подсознании мы лепим индивидуальный образ Вероники, и для каждого она своя.
Не менее важный образ - это возлюбленный отчаянной девушки Эдуард (по фильму Эдвард). Типажная внешность актера Джонатана Такера полностью вписалась в образ тихого аутиста-шизофреника, правда не каждый в психлечебнице может похвастаться таким на удивление здоровым румянцем. Слов у актера почти не было, этакая немая роль, но, на мой взгляд, он отлично с ней справился. Особенно запомнился взгляд, который с отсутствующего поменялся на живой и заинтересованный. Было бы еще лучше, если история Эдуарда была раскрыта полностью, тогда было бы понятно, откуда зародилась любовь между героями. Вообще Эдуард по книге - очень тонкая и интереснейшая натура, человек с глубочайшим внутренним миром, который однажды был сломан. Но, к сожалению, все это не было передано автором картины.
Еще один, пожалуй, ключевой персонаж - это чуткий врач в травянисто-зеленом галстуке, в глазах которого то и дело читается забота и сострадание. Так как в фильме все перекроили на американский лад, соответственно и врача звали типичным американским именем Александр Блэйк (в книге - Игорь). В образ Александра удачно вписался небезызвестный актер Дэвид Тьюлис, который, как повелось, играет всевозможных учителей, художников и докторов, поэтому и в роли доктора Алекса он выглядел вполне стандартно. Получился он этаким добрячком, которому хочется без зазрения совести высыпать на стол всех своих скелетов из шкафа.
Увы, создателям фильма не удалось воплотить в своей картине замысел Коэльо. Хотя, наверное, под силу это единицам, ведь книга переполнена размышлениями и умозаключениями главных героев, их внутренним миром. В общем, из драматического произведения получилось легенькое кино с налетом романтики. Фильм могу посоветовать только тем, кто не читал книгу. И тем, кто любит истории типа «богатые тоже плачут». Поклонники творчества Коэльо, скорее всего, уйдут разочарованными.