Джефф Бриджес: «Братья Коэн — лучшие режиссеры в
61-й Берлинский кинофестиваль начал свою работу. Братья Коэн представили свою «Железную хватку» Европе. В Берлине Итэн и Джоэл в последний раз были с «Большим Лебовски» 13 лет назад, но тогда их приняли прохладно. Теперь братья приехали истинными триумфаторами. На вопрос, как они чувствуют себя, сняв хитовый фильм, Коэны отвечают: «Странно».
Больше всего журналистов на пресс-конференции интересовала тень Джона Уэйна, нависшая над «Железной хваткой» образца 2011 года. Братья отшучиваются: мы оригинальный фильм видели давно, ничего не помним, а Джона Уэйна современная американская молодежь вообще не знает. Хейли Стайнфелд держалась молодцом, несмотря на свои 14 лет, Джош Бролин объяснил, чем Европа отличается от Америки, а Джефф Бриджес рассказал, как мисс Стайнфелд контролировала чистоту речи на площадке.
Каково возвращаться в Берлин после 13 лет отсутствия?
Итэн Коэн: Мы приезжали тогда без Джеффа. Зато был Джон Гудмен, и первый вопрос, который ему задали на пресс-конференции, был «Как вам Берлин?». Учитывая, что нас при выходе из отеля ослепили вспышками камер папарацци, Джон честно признался: «Много фотографов».
Хейли, что было самым трудным на съемках?
Хейли: Честно говоря, я так сразу не скажу. В каждой сцене были свои сложности.
Джоэл Коэн: После проб мы сказали, что ей придется барахтаться в ледяной воде, скакать на лошади, ползать по деревьям, падать в яму, а она такая: «Ладно».
Как думаете, почему именно этот ваш фильм стал хитом? Вряд ли от вас этого ожидали, обычно вы снимаете совсем другое кино.
Братья попросили ответить Джеффа Бриджеса.
Джефф Бриджес: Думаю, люди со временем поняли, насколько отличными режиссерами являются братья Коэн. Да они вообще лучшие режиссеры в мире. Со стороны кажется, что у них все получается легко, без особого труда.
В своих фильмах вы исследуете глубины обычной жестокости. Действие «Железной хватки» развивается в по-настоящему жестокие времена, когда смерть была обычным явлением. Чем вас так привлек этот период? И вопрос Джеффу: почему вы взялись за этот проект?
Итэн: Мы просто хотели рассказать захватывающую историю, хотели сыграть по-крупному. Для нас всегда важна история.
Джефф: Фильм основан на романе, что очень удобно для меня как для актера: можно больше узнать о своем персонаже. Кроме того, в книге Чарльза Портиса отличные диалоги. Кстати, раз подвернулся случай, хочу извиниться за свою неразборчивую речь в фильме! У меня оправдание есть: так говорит мой персонаж! К счастью, вы сегодня смотрели кино с субтитрами!
Джоэл: Надо было к американской версии английские субтитры прикрепить.
Почему вы взялись за ремейк старой классики вестерна? Джефф, вы как-то в интервью порадовались факту, что в основе сценария книга, а не фильм. Расскажите, почему? И каково было играть роль Джона Уэйна?
Итэн и Джоэл явно слышат этот вопрос в сотый раз, поэтому братья решают, кто будет отвечать сегодня. Отдувается Итэн.
Итэн: Слушайте, мы не снимали ремейк. Мы, конечно, видели оригинальную версию, когда она вышла в 1969 году. Совсем мелкие еще были. С тех пор мы его не пересматривали, так что помним его плохо. Мы решили снять «Железную хватку», потому что нам очень нравится книга, и хотелось сделать фильм, который стал бы лучшей ее экранизацией.
Джефф: Кажется, мне позвонил Итэн и сказал: «Эй, мы тут хотим „Железную хватку“ снять». Я спросил, в курсе ли он, что такой фильм уже есть. А книгу я читал. Потом я понял, почему они хотят ее экранизировать. Ведь она уже написана, как сценарий к фильму братьев Коэн. Персонажи у Портиса такие же чокнутые, как и у них в фильмах. Меня этот факт очень порадовал. А еще меня порадовал тот факт, что они не стали повторять оригинальный фильм, потому что у меня не было ни малейшего желания копировать Джона Уэйна.
Хейли, в фильме ты практически не общаешься с женщинами. Каково тебе пришлось в компании таких суровых мужчин?
Хейли: Ой, очень здорово было! Парни все классные, с ними весело! И если честно, на протяжении съемок меня постоянно окружали женщины. Со мной была мама, учительница, гримерша, портниха... Так что меня не обделяли женским вниманием!
Хейли, в фильме Мэтт Дэймон тебя отшлепал! Не страшно было на площадке?
Хейли: Ну, было немножко в самом начале, когда я только познакомилась с Джоэлом, Итэном, Джеффом, Мэттом и Джошем. А потом я поняла, что они очень любят свою работу и очень увлечены ею. Они мне как отцы были.
Джефф: Да она из нас веревки вила! У нее была ругательная баночка, в которую она заставляла нас класть деньги всякий раз, когда мы не следили за своей речью. Слово на букву S («shit») стоило 5 баксов, а слово на букву F («f*ck») стоило 10 баксов!
И кто заплатил больше всех?
(Все смотрят на Джоша Бролина, который хихикает и кивает головой.)
Хейли: Трудно сказать, все платили: и актеры, и съемочная группа!
Джош Бролин: Да она на этой банке больше денег заработала, чем за съемки в фильме!
Давайте еще раз вспомним Джона Уэйна, все же это один из величайших актеров прошлого столетия, икона американского кинематографа. Хотелось бы попросить каждого из вас рассказать о том, как вы воспринимаете Джона Уэйна, кем он является для вас?
Итэн: Я родился в 1957 году. Уже тогда Джон Уэйн был иконой, эдакой горой Рашмор. Но когда он снялся в «Настоящем мужестве», то был уже пожилой иконой. Скажем так, Уэйн не был частью моего детского кинематографического опыта.
Джоэл: Я уверен в том, что Джон Уэйн ничего не значит для современных детей в Америке. Вот тут Хейли сидит, давайте ее спросим. Что для тебя значит Джон Уэйн? Он был для тебя киноиконой, кинорадаром? (Хейли отрицательно крутит головой.) Моему сыну 16 лет, и он вообще без понятия, кто такой Джон Уэйн. Да нет, он великий актер, вне сомнений. Я лично считаю его великим, но, если честно, мы с Итэном не особенно интересовались оригинальной версией. Когда мы прочитали роман, то невероятно увлеклись им. И отталкивались мы от книги, а не от фильма, не от Джона Уэйна.
Джефф: Для меня Джон Уэйн превзошел все пределы актерской игры…
Вы были знакомы с ним?
Джефф: Нет, не довелось.
Вопросы про Джона Уэйна, видимо, сильно достали команду «Железной хватки», так что слово берет Джош Бролин, находящийся в прекрасном настроении.
Джош: Я знаком с Джоном Уэйном! Провел с ним массу времени! Обожаю его политические взгляды! (Отсмеявшись вместе с залом, Бролин начинает говорить серьезно.) Понимаете, проблема в восприятии «Настоящего мужества» с Джоном Уэйном в том, что зрители помнят только Джона Уэйна. Но сам фильм они не помнят. Чтобы вы понимали, что для американцев значит книга Портиса, позвольте мне провести аналогию. В Англии есть Уильям Шекспир. В Ирландии — Джеймс Джойс. А в Америке есть Чарльз Портис. Он создал свой язык. Неважно, лежит ли в его основе существовавший язык, его все равно надо учить. И благодаря нашему фильму его можно услышать. А Джон Уэйн — это... Джон Уэйн. Мне кажется, что книга Портиса — причина успеха нашего фильма. Он доступен и понятен зрителю. В нем показана простая система ценностей.
Хейли: Я не знала про Джона Уэйна до съемок, и вообще меня вестерны как жанр не сильно интересовали.
Мэтти в фильме настоящий финансовый гений. Вы могли бы представить героиню Хейли где-нибудь на Уолл-стрит?
Джоэл: Запросто! Кажется, герой Джоша говорит, что Мэтти — маленький счетовод. Так что да, она финансовый гений. Она обладает очень взрослым взглядом на мир.
Вестерны давно стали частью мифологии США. Что отличает ваш фильм от других фильмов жанра?
Джоэл: Честно говоря, мы не думали о мифологии вестерна применительно к фильму. Мы вообще не рассматриваем свой фильм как вестерн, скажем, Джона Форда. Для нас все более прозаично: это просто история, которая имела место в Арканзасе 80-х годов 19 века. Можете считать, что у нас получился такой случайный вестерн.
Что для вас «Железная хватка» в контексте 21 века?
Итэн: Понимаете, у нас проблема с вопросами, в которых вы пытаетесь сравнить прошлое с настоящим. Мы не ищем привязку к современности. Вряд ли Чарльз Портис ее искал, когда писал книгу.
Джош: (Показывая на зал) Вот это и есть «Железная хватка»! Можно я не по теме? Тут как-то спросили, чем наш фильм заинтересует Европу? Ну, там вестерн — это типичная американская штука и все такое. Мы об этом не задумывались, пока не начали с вами общаться. Так что наконец-то есть новая тема! Причина, по которой «Железная хватка» так хорошо пошла в Америке, как мне кажется, кроется в вещах, показанных в фильме. Очевидная верность, преданность, трудолюбие... По мне так наша страна здорово разленилась сейчас. Ирония заключается в том, что количество полок с книгами типа «Помоги себе сам» растет как на дрожжах и занимает уже три четверти магазина. Но при этом количество разводов растет... Мы склонны копаться в сложностях, изучать их. Америке не хватает простоты и очевидности. Мне кажется, в Европе она есть. Мы с женой любим приезжать сюда. Вы здесь развиваетесь уже давно и понимаете значение ценностей. Так что этот фильм вам тоже понравится: здесь речь идет об очень простых вещах, как то уважение, самостоятельность и умение добиваться своего с помощью уверенности и настойчивости. Короче, идите и смотрите.
|
|